Об авторе
ФИО: Герцман Евгений Владимирович
Российский музыковед, исследователь античной и византийской музыки. Автор ряда монографий и более 100 научных статей. Родился в театральной семье: отец - дирижер Одесского театра оперы и балета, мать - балерина. В 1962 году окончил фортепианный факультет Одесской консерватории (класс профессора Л.Н. Гинзбург). Преподавал специальное фортепиано и музыкально-теоретические дисциплины в музыкальном училище города Николаева (1962-1969 годы). В 1970 году окончил музыковедческое отделение Дальневосточного института искусств. С 1969 по 1978 годы занимал должность старшего преподавателя кафедры истории и теории музыки в том же институте. В 1970 году поступил в аспирантуру теоретико-композиторского отделения Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных (научный руководитель - доктор искусствоведения профессор Ю.Н. Тюлин). С 1983 года живет в Санкт-Петербурге. В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию «Античное музыкальное мышление» (в ЛГИТМиК), опубликованную в том же году. В 1991 году Герцман защитил докторскую диссертацию «Византийское музыкознание» (на основе монографии, изданной в 1988 году). С 1991 года ведущий научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств (Санкт-Петербург); с 1993 года профессор кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории и кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В работе «Античное музыкальное мышление» на основе многочисленных древнегреческих и древнеримских трактатов Герцман описал этапы становления античной музыкальной системы - от самых простых форм до появления полной немодулирующей системы. Герцман перевел несколько античных музыкально-теоретических источников на русский язык: «De institutione musica» Боэция, Κατατομὴ κανόνος Псевдо-Евклида, «De Musica» Кассиодора, фрагменты из трактата ᾿Ονομαστικόν Поллукса и т. п. В исследовании «Византийское музыкознание» впервые на русском языке с использованием широкого круга работ по византинистике западных и греческих ученых были изложены представления Герцмана об основных типах нотации, теории осмогласия и хирономии, периодизации византийского церковного пения, приведены первоисточники. Эту линию продолжили публикация переводов на русский язык с комментариями памятников византийской церковной музыкально-теоретической мысли, хранящихся в архивах Санкт-Петербурга (Петербургский теоретикон. 1994). Описание Герцмана почти всех певческих греческих рукописей из собраний Санкт-Петербурга (1-й том - из РНБ, 2-й том - из БАН, Библиотеки Эрмитажа и других собраний) стало первым в отечественной науке систематическим трудом по греческой музыкальной палеографии. Отдельную группу составили исследования Герцмана, посвященные хронологии и истории византийской музыки. В работе «Пропавшие столетия византийской музыки» Герцман полемизирует с принятой в науке историко-хронологической концепцией, касающейся истории античной и византийской музыки, и приводит собственные оригинальные датировки ряда певческих памятников и жизнедеятельности известных мелургов. Герцман осуществил также новую публикацию трактата известного церковного деятеля XVIII века архиепископа Евгения (Булгариса), посвященного музыкальному искусству. В отличие от публикации середины XIX века в новом издании текст снабжен квалифицированным переводом и комментарием. Сочинения: Античное муз. мышление. Л., 1986; Византийское музыкознание. Л., 1988; Петербургский теоретикон: Исслед. Од., 1994; Музыка Древней Греции и Византии. СПб., 1994; Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995; Музыкальная Боэциана. СПб., 1995; Античная музыкальная педагогика. СПб., 1996; Греческие музыкальные рукописи Петербурга: Кат. СПб., 1996. Т. 1: РНБ; 1999. Т. 2: Библиотека РАН, Архив РАН, библиотеки Университета и Эрмитажа; В поисках песнопений греческой церкви: Преосвященник Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. СПб., 1996; Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. М., 1996; «Синопсис музыки», или памятник агонии musica speculativa. М., 2000; Пропавшие столетия византийской музыки. СПб., 2001; Парафразы Евгения Вулгариса о музыке. М., 2002; Пифагорейское музыкознание: Начала древнеэллинской науки о музыке. СПб., 2003; Античный орган. СПб., 2004; Тайны истории древней музыки. СПб., 2004.